Панас Сокырко, человек XXI-го века (x_panas_x) wrote in world_of_ru,
Панас Сокырко, человек XXI-го века
x_panas_x
world_of_ru

Categories:

Танки, которые играют в игры

Первая статья из запланированного цикла, посвященного "Миру танков".
Я не уверен в том, что она всем придется по вкусу, более того, почти уверен в том, что многие моего мнения не разделят. А другие вспомнят о написанном когда-нибудь позже, через год или через пять. И, надеюсь, вспомнят до того, как станет совсем поздно.



21-й век, в котором мы живем, не очень богат на широкомасштабные военные конфликты. Вряд ли кто-то всерьез верит, что на рубеже тысячелетий человеческая психика настолько изменилась, что готова полностью отринуть мысль о насилии, но факт остается фактом – все больше людей на этой планете начинают мыслить категориями разума, а не бездумного и агрессивного хаотического начала. Проще говоря, строить свою жизнь, используя созидательные силы, вместо принципа «отобрать и разделить», долгие годы использовавшегося некоторыми государствами вроде СССР в качестве едва ли не официальной доктрины. Конечно, пока рано говорить о том, что человек осознал себя как, собственно, человека, и цивилизация стала на путь гармонии и воссоединения с окружающим информационным полем, но все-таки мы часто видим намеки на благотворные тенденции, мелькающие то здесь, то там. Государства, прежде бряцавшие оружием (коммунистический Китай, Советский Союз, Северная Корея и многие прочие) если не готовы сесть за стол переговоров, то, как минимум, овладели начальными навыками цивилизованных переговоров, а мировое сообщество активно препятствует распространению в мире ядерного оружия, той чумы, которая висит над этой планетой последние полвека.



До недавнего времени признаки того, что бездумная животная агрессия, эта тысячелетняя человеческая болезнь, идет на убыль, можно было различить и в сети Интернет. Парадоксально, но факт – несмотря на многочисленные случаи насилия, связанные с современной масс-культурой, жестокими играми и фильмами, общий уровень современного игрового дизайна в своей динамике показывает интересную картину – градус насилия в играх постепенно снижается. Разумеется, это происходит постепенно, исподволь. Нет, игры все еще полнятся насилием – хлещет нарисованная кровь, летят отрубленные конечности, свистят пули – но все же нельзя не отметить и позитивного сдвига, того самого, который когда-нибудь позволит превратить игры в то, чем они и должны быть – веселые и увлекательные развивающие логические интерактивные программы, а не симуляторы насильников, убийц и политруков. Из игр все чаще пропадает такая важная вещь, как привязка к реальности. Возьмите среднестатистическую онлайн-игру (ММОРПГ) – и вы заметите, что действие там происходит, как правило, в вымышленном мире. Там нет Европы или Америки, там нет Ашхабада и Пекина, там нет тысячелетней истории братоубийственной резни и Мировых войн, там гунны не захватывали Рим, а коммунистические орды не жгли Польшу. Более того, обычно там нет даже людей, лишь вымышленные расы – гномы, эльфы, орки и прочие, подобные им. То есть, мы видим, что производители игр пытаются – отдадим им должное, пока мягко и деликатно – убрать схожесть с реальным миром, обратить нарисованное насилие нереальностью, сказкой. Чтоб нарисованная кровь и отрубленные руки навеки оставались по ту сторону экрана, в нарисованной стране.



Психологический эффект этого несомненен – играющий в игры ребенок с самого детства будет понимать простую и доходчивую концепцию: насилие – это что-то далекое, существующее только на экране, в другом мире. И если вам кажется, что это не так и существенно, то психологи оценят это куда серьезнее. Снося нарисованные головы нарисованных орков, ребенок, конечно, не сможет развить свой внутренний потенциал, но, в то же время, он и не отравит себя ядом истинного насилия, которым полнятся все учебники истории. Он никогда не узнает, как сталинские палачи расстреливали пленных в Катыни, как горел Берлин под сапогами комиссаров, как уничтожался Карфаген или мучилась Чечня. Для него это останется игрой – игрой, которую можно выключить, нажав на кнопку. Выключить насилие.

Но оказалось, что выключить его в масштабах планеты куда как сложнее.



12 апреля 2011 года состоялся релиз онлайн игры “World of Tanks» или «Мир танков». Даже в названии заключена ирония – этот «Мир» оказался совсем не мирный. Чему же посвящена эта игра? Она посвящена войне. Не битвам между эльфами и орками в сказочной стране, а самой настоящей бойне, именуемой Второй мировой войной или – еще более лживо – Великой Отечественной. В этой игре игрок, управляя танком, уничтожает танки других игроков. Здесь нет никакой сказочности, упор сделан именно на реалистичность. Пушки изрыгают огонь, сжигая заживо стальные коробки вместе с экипажами, земля дрожит от сотен танковых гусениц, разлетаются в пыль дома и целые города. Да, кровь и огонь здесь тоже нарисованы, да только техника этой картинки совсем иная.



Игра, созданная, без сомнения, латентными садистами, ни в коей мере не пытается объяснить игроку, что уничтожение себе подобных – это не достижение, а душевная болезнь, которая, овладев человек, быстро заставляет его деградировать до уровня пусть и кровожадной, но амебы. Вы можете прочесть десятки пояснительных надписей и советов, которые объяснят, как правильно уничтожать людей и в какой ситуации игрок сможет принести в мир еще больше разрушения и боли. Но среди них вы никогда не увидите упоминания о том, сколько миллионов человеческих жизней было загублено этими стальными аппаратами для превращения человека в пепел и тлен. Авторы отнюдь не стесняются своей кровожадности – зачем? У каждого танка есть своя, с любовью написанная, «биография». Это не абстрактные аппараты, каждый из них в точности, по чертежам и фотографиям, был воссоздан. Казалось бы, мелочь, но за этой мелочью находится бездна. Люди тщательно и с любовью воссоздают орудия убийства. А это уже может говорить о диагнозе. Игрок, управляющий своим нарисованным «Т-34» или «КВ» может быть спокоен – точно такие же машины, вплоть до винтика, разоряли Европу, превращали в горящий ад Финляндию или давили защитников Прибалтики. Со смакованием прирожденных садистов авторы игры расписывают тактико-технические характеристики пушек и снарядов.



Эта игра не просто необычная, чем любят похвалиться авторы, она и в самом деле выделяется, как в ряду обычных убийц выделяются маньяки и психопаты-садисты. Фактически, «Мир Танков» (и впрямь циничное звучание, не правда ли?) действительно задал новую высоту в этом аспекте. Но не как игра, а как симулятор новых варварских орд, исполнивших вековую мечту бытового алкоголика с коммунальной кухне – въехать в Европу, причем непременно на танке. Как говорится, было бы желание, а все остальное с радостью готовы предложить специалисты Wargaming.inc. К слову, компания, разрабатывающая эту милую игру, располагается в Белоруссии, и «английская прописка» на деле является лишь ширмой, позволяющей пропихнуть свой продукт на мировой рынок. Удивляться этому не приходится. В государстве, где скоро чихать можно будет только по приказу, и должно было родиться что-то подобное – злое, уродливое и беспощадное.



Разберем же, чему учит эта игра. О, она учит многим вещам. Например, коллективизму. Нет, коллективизм – это не продуктивная форма сотрудничества между индивидуумами, а способ создать из нескольких человек бездумную исполнительную машину. И машину, способную в основном лишь бить, давить и крушить. «В Бой!» - звучит за кадром голос комментатора и пятнадцать танков в едином порыве устремляются клином вперед. Они уже научились действовать сообща, как стая хищных пираний. Поняли, что их сила – в числе, а растерзать ордой одинокого противника – ничуть не зазорно. Как вам такое сотрудничество? Не очень вдохновляет? А ведь эти люди, способные толпой окружить одного и хладнокровно забить, находятся по вашу сторону экрана, ездят с вами в одном автобусе и живут в одной парадной.



Еще игра учит уничтожению. Не противостоянию, а именно самому настоящему уничтожению. Противник не сдается – авторы как бы случайно забрали такую возможность – и бой идет до тех пор, пока все не будут мертвы. Очень мило, не правда ли? Ни переговоров, ни сдачи – только грохот танковых гусениц, взрывы и пятнадцать (или больше) безымянных могил. Интересно, каких людей хоронят в нарисованных могилах… Уж конечно не вас, ваших друзей или родственников, верно?



Убивать надо хладнокровно, испытывая от этого удовольствие – еще один ценный урок от белорусских садистов. Мало просто уничтожить танк, делать это надо особенным способом, находя его уязвимые места и направляя удар туда, где он причинит больше всего разрушений. Здесь никто не стреляет торопясь, виртуальные танкисты долго наводят свои пушки, горящим взглядом уставившись в прицел. Как должен убивать настоящий палач, вынесший приговор в смрадном лубянском подвале.



Еще одно ценное приобретение – безусловный рефлекс, приобретаемый игроком бессознательно в течении короткого времени. Битвы нарисованных танков происходят не где-нибудь в волшебных землях или безымянных полях. Каждая карта – зона для боев – олицетворяет собой (в деталях) определенные и очень конкретные места. Германия? «Химмельсдорф». Франция? «Ласвиль». Финляндия? «Карелия». Найдутся карты и для Европы, и для Азии, и даже для Китая. Нет, я бы не хотел верить в то, что делается это со вполне определенной целью – приучить детей к мысли о том, что «Мир танков» всего лишь подготовка к настоящей «игре», когда танковые клинья пересекут границы с целью омочить ноги в водах всех существующих океанов, но тревожная нотка подсказывает, что и это – неспроста.



Конечно, все вышесказанное вы можете посчитать едва ли не паранойей, но, положа руку на сердце, скажите – вы хотите, чтоб ваш ребенок постигал опыт палачей прошлого и учился подминать гусеницами дома?.. Да? Ну тогда удачной вам игры.



Любая конструктивная критика принимается. Неконструктивная удаляется или игнорируется. Дискуссии принято вести со взрослыми людьми все-таки.
Tags: 200-гет, Атака клоунов, Атец - пасанятам, БАБАХ!, Боль и унижение - унижение и боль!, В дайджест! (тэг Рыси), Всем похуй!, Да - мы ебанулись!, Кровавый варгейминг, Нас всех тошнит, Начнем с того что вы пиздоглазое мудило, Олимпиада для дебилов, ПОРОШОК УХОДИ, Ракуют усе!, Сделайте мне развидеть
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 315 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →